Любой
Москва
Московская область
Республика Адыгея
Вход, регистрация

Marcos TS500 — купе

Marcos TS500 — купе

Гоночные гены Маркос


Он, купе Marcos TS500, выразителен и очень быстр. Мало кто знает его «в лицо», а тот, кто видел хоть раз, вряд ли его забудет.

Для нас 1 мая — день особый. Еще недавно День международной солидарности трудящихся ассоциировался с демонстрациями и плакатами «Мир, труд, май», и хотя сейчас былого энтузиазма уже нет, праздник, к счастью, остался. К тому же выходной день! А вот у многих жителей Европы, в том числе Великобритании, в нынешнем году первый день мая энтузиазма не вызывал. В этот день к Евросоюзу присоединились еще десять стран, и, как писали британские газеты, примерно 40 тыс. далеко не самых лучших граждан новоиспеченных членов Большой Европы ежегодно будут эмигрировать в Соединенное Королевство. Но, благополучно добравшись до расположенного недалеко от Бристоля городка Уэстбери, я встретился с людьми, которых не очень заботили грядущие проблемы страны, и окунулся совсем в другую атмосферу. Здесь люди занимаются любимым делом: они делают автомобили — автомобили Marcos.

Компания Маркос Engineering Ltd., которая на протяжении 45 лет занимается производством спорткаров, сейчас переживает второе рождение. У фирмы новый владелец, новый коллектив сотрудников и весьма амбициозные планы. «Мы очень рады видеть вас у нас в гостях и вдвойне рады, что к нам приехали из России, — встречая меня, говорит главный менеджер компании Алан Уоллес. — Полномасштабная рекламная кампания для Маr-сos началась после недавнего представления на автосалоне в Бирмингеме всех наших новых моделей, а вы — представитель первого автомобильного издания, которому мы даем на тест новый Маrсos ТS 500». Не скрою, услышать такое было очень приятно.

 Marcos TS500

Road car for race Marcos

Автомобили Маrсos заражены спортивным вирусом ничуть не в меньшей степени, чем такие легендарные «британцы», как Lotus или Morgan. На этих автомобилях когда-то начинал свою спортивную карьеру трехкратный чемпион мира Формулы-1 Джеки Стюарт. Автомобили Маrсos выиграли множество национальных чемпионатов в классе GT, а в 1995 г. победили в знаменитых гонках в Ле-Мане. Да и сегодня наряду с другими британскими спорткарами Маrсos очень широко представлен в кольцевых автогонках разного уровня. И если о дорожных вариантах Lotus можно сказать, что это гоночные автомобили для дорог общего пользования, а о Morgan — что это дорожный автомобиль в неподражаемом классическом стиле со спортивными «генами», то Marcos можно назвать road car for race — дорожным автомобилем для шоссейно-кольцевых гонок. Маrсos — истинно британская марка со своей интересной историей и завидной спортивной биографией, которую неплохо изучить до знакомства с самим автомобилем.

Marcos TS500

 

Алан Уоллес пригласил меня в гараж, где стояли модели ТS 250, а рядом механики до блеска надраивали серебристый ТS 500. За рулем автомобилей Marcos мне сидеть не доводилось, но за их подвигами на гоночных трассах я наблюдал довольно часто. Поэтому имел представление об их характере и «родословной» и приблизительно знал, чего от них можно ожидать.

Истинный британец

Во внешности новых моделей ТS 250 и ТS 500, которые в основном различаются объемом мотора (2,5 и 5 л соответственно), поклонники марки Marcos без особого труда узнают нашумевшую когда-то премьеру лондонского Racing Сar Show 1964 г. — модель Маrсos 1800. Тот же столь популярный в 60–70-х годах кузов с длинным капотом и то же сочетание элегантных линий с ярко выраженной «мускулистостью». Правда, передок стал более «агрессивным», изменилась оптика, и хотя сам автомобиль в целом теперь выглядит более современно, его облик по-прежнему узнаваем — это Маrcos. Конечно, есть и серьезные отличия. Например, в том автомобиле сорокалетней давности основой кузова служил деревянный каркас, и только с 1969 г. конструкторы стали использовать стальную раму.

Marcos TS500

 

Сегодня компания Marcos выпускает родстеры ТS 250 с V-образной фордовской «шестеркой» мощностью 180 л.с. и ТS 500 с мотором V8 (320 л.с.). При очевидном внешнем сходстве модель ТS 500 отличается более широким воздухозаборником и более комфортабельным салоном. Сев за руль ТS 250, я локтем правой руки (руль, естественно, расположен справа) сразу уперся в подлокотник. В ТS 500 все выглядит достойно, хотя сидишь здесь «по-спорткаровски» плотно. Ноги в узком тоннеле быстро находят педали, и уже ничто не мешает сосредоточиться на движении. В этой модели чувствуется рука Алана Уоллеса, который пришел в компанию Маrсos, уже имея опыт работы над спорткарами Noble М12 GTО (см. № 11, 2003). Поэтому в салоне Маrcоs те же знакомые циферблаты на расположенной в центре панели приборов и такое же, как у Noble, крепление наружных зеркал заднего вида. Реальная разница по сравнению с Noble ощущается при посадке в автомобиль. Когда тент убран (мягкая крыша раскладывается и складывается вручную, быстро и удобно), садиться в Маrсos, ясное дело, одно удовольствие, однако при натянутом тенте процесс посадки превращается в настоящее испытание. Если вы забыли, когда последний раз делали зарядку, то торопиться с этой ответственной процедурой не стоит. Сделайте пару приседаний и упражнений на растяжку и только затем медленно начинайте «погружение» в салон Маrсos: сначала одну ногу, затем туловище, потом другую ногу. Если выполнять движения правильно, то без соответствующей подготовки можно уложиться минут в пять, в противном же случае без посторонней помощи не обойтись. Но не стоит расстраиваться: для большинства спорткаров процесс посадки — составная часть их имиджа. Эта процедура создает общий настрой в предвкушении дальнейших эмоций. К слову, если бы рост Джима Марша, одного из основателей компании Маrсos, не достигал бы почти двух метров, то я бы вряд ли смог протиснуться в этот автомобиль, не сняв матерчатый верх. Несмотря на то что сиденья жестко зафиксированы и не перемещаются, водитель любого роста может удобно расположиться, не только подстроив по длине и высоте руль, но и отрегулировав с помощью сервопривода положение педалей. Очень удобно и необычно для спорткара.

А где же эмоции?

Что касается эмоций, то они не заставили себя долго ждать. При таком соотношении мощности к весу машины (320 л.с. на 1025 кг), да еще под проливным дождем, которому конца не видно (уже третью подряд поездку в Великобританию мне не везет с погодой!), на извилистых британских дорогах чувствуешь себя так, будто находишься на лезвии бритвы. Ни систем стабилизации, ни АБС! Единственное, что призвано облегчить жизнь водителя этого автомобиля, — гидроусилитель руля! На каждое нажатие педали акселератора двигатель отвечает бодрым басом, живо ускоряя машину, при этом водителя так вдавливает в спинку сиденья, что, учитывая далеко не идеальные условия движения, начинает удивлять курсовая устойчивость Маrсos ТS 500. Едешь довольно быстро и в то же время буквально «на цыпочках», одно неправильное движение и... «аут»! Расслабляться нельзя, дождь делает свое «мокрое дело», а заодно ограничивает обзорность. Причем и заднее, и боковые стекла быстро запотевают, и вентиляция бессильна, а сверху, в том месте, где тент соприкасается с кромкой ветрового стекла, капает вода. Да, в плане комфорта этот автомобиль, как и местный климат, сыроват.

Marcos TS500

Центральное расположение панели приборов позволяет без труда изготавливать автомобили как с левым, так и с правым расположением руля

 

Но к шасси и трансмиссии не придерешься. Ход рычага 5-ступенчатой коробки передач по-спортивному короткий, все передачи фиксируются четко, и это делает общение с машиной более приятным. Несмотря на переднемоторную компоновку, автомобиль великолепно сбалансирован (развесовка 50/50), в поворотах ведет себя очень уверенно и под четким руководством водителя отлично «пишет» заданную траекторию. В поворотах никаких признаков крена, тем более что в дождь развить максимальные боковые ускорения невозможно. В такой ситуации трудно оценить работу подвески, рабочий режим которой ограничен коэффициентом сцепления покрышек с дорожным полотном. Скользко, но зато в дождь, управляя мощным спортивным автомобилем, «не избалованным» системами стабилизации, водитель может найти то взаимопонимание с автомобилем, которое возникает при условии, если он чувствует машину. В этом плане Маrсos на высоте! Приятно ощущать адекватные реакции руля, педалей тормоза и «газа», всем телом чувствовать автомобиль и его контакт с дорогой. Появляется уверенность в машине, в том, что, если, находясь за рулем, все делать правильно, автомобиль не подведет независимо от того, на какой скорости и в какую погоду едешь. В торможении, даже на влажном дорожном покрытии, можно без труда найти ту грань, которая предшествует блокировке колес. Вентилируемые тормозные диски диаметром 280 мм (с 4-поршневым суппортом) спереди и 240 мм сзади интенсивно замедляют автомобиль. Полное взаимопонимание!

Marcos TS500

Спидометр

Marcos TS500

Дверь с акустикой

Недорого, но сердито

Динамика разгона Marcos не пугает, а, наоборот, радует внезапным «подхватом», который начинается после 3800 об/мин и дарит приятные ощущения вплоть до 6000 об/мин. При этом бодрый «голос» двигателя дополняет неописуемые впечатления от управления спорткаром. К сожалению, в официальных технических характеристиках динамика разгона TS 500 до 100 км/ч не указана, но, по словам Алана Уоллеса, автомобиль «делает сотню» менее чем за 5 с.

Marcos TS500

 

К числу достоинств Marcos можно отнести и возможность путешествовать на нем на большие расстояния. Несмотря на то что он «прожорлив» по определению и в нем сильно сказываются «гены» гоночного автомобиля, TS 500 отнюдь не утомляет своим спортивным нравом. В сухую солнечную погоду ничто не помешает отправиться на нем в романтическое путешествие, прихватив с собой очаровательную спутницу, а убрав мягкий тент, можно, подставив лицо ветру, получать удовольствие от открывающегося обзора. При этом в особенности впечатляет вид уходящего вдаль капота — это тоже составная часть имиджа, которой, к сожалению, не могут похвастаться заднемоторные спорткары. Когда же тент натянут, можно воспользоваться кондиционером (опция), а колоритную «мелодию» мотора разбавить какой-нибудь приятной вам музыкой при помощи аудиосистемы с CD-плеером. Правда, когда пойдет дождь, не надо удивляться, если сверху будут падать бодрящие капли.

В списке опций числятся навигационная система, кожаная отделка салона с вставками из алюминия или дерева, 18-дюймовые легкосплавные диски колес, кнопка «Start Engine» и дифференциал повышенного трения. В стандартной комплектации владелец получает электропакет, 17-дюймовые колесные диски, тоже изготовленные из легкого сплава, а также... удовольствие от самой цены Marcos TS 500: он стоит менее 60 тыс. долларов, то есть всего на пару тысяч дороже, чем Lotus Elise, но вдвое дешевле, чем, например, Noble M12 GTO. Как говорится недорого, но сердито.

Marcos TS500

 

Под конец поездки мы с Аланом Уоллесом по-партизански заехали на какой-то аэродром, где главный менеджер Marcos, усевшись за руль, начал демонстрировать искусство «высшего пилотажа». Не успел он добраться до IV передачи, как стрелка спидометра уже показывала 160 км/ч из обозначенных на нем 360 км/ч. Под звуки выразительной «мелодии» V-образной «восьмерки» я с любопытством наблюдал за происходящим, как вдруг над нами завис неожиданно вынырнувший из тумана армейский вертолет. Вежливо намекнув нам, что надо бы освободить его территорию, он вернулся восвояси, а мы быстро ретировались и в прогулочном темпе направились к месту «постоянной дислокации» Marcos.

Racing in blood

«Этот автомобиль сочетает в себе удивительные качества, — говорит Алан Уоллес, подтверждая мои собственные выводы. — Он динамичен, у него отлично настроенное шасси, на нем можно, не утомляясь, совершать длительные прогулки, и в отличие от Porsche его можно быстро и без особых затрат подготовить к шоссейно-кольцевым гонкам». Кроме того, не надо забывать о довольно умеренной цене Marcos TS 500. Причем потенциальному покупателю достаточно перечислить депозит в размере 3000 долларов, и через три месяца он может приехать за своим автомобилем. Что касается протекания крыши в дож-дливую погоду, то, как сообщил Алан Уоллес, уже изготовлен новый, более герметичный верх, так что об этом дискомфорте можно будет забыть. Что поделать, англичане, для них главное — шасси, двигатель и трансмиссия, а комфорт, как всегда, на последнем месте. Ну и хорошо, что так, а не наоборот. В стране, где проектируют шасси почти всех болидов Формулы-1, знают толк в спорткарах. Поэтому, если когда-нибудь вам доведется сесть за руль Мarcos, не забывайте, что у него гонки в крови — racing in blood!

Marcos TS500

 

Времена, когда инженеры Маrcos практически целиком (за исключением двигателя и трансмиссии) изготавливали автомобиль, давно прошли. Сегодня производство компании размещается в ангаре площадью около 100 кв. м, где собирают новые автомобили из элементов, получаемых от нескольких подрядчиков, у которых Маrcos размещает заказы на изготовление кузова, рамы, деталей интерьера и т.д. Есть еще один небольшой цех, в котором, кстати, была собрана новая модель Marcos TSO, дебютировавшая в Бирмингеме.

Marcos TS500

 

Для модели TS 250 используют мотор Ford V6 Duratec с четырьмя клапанами на цилиндр, а двигатель для TS 500 можно назвать сборным: блок взят от роверовского мотора V8, а остальное было собрано на основе двигателя, который готовили для одной из моделей TVR. Но мотористы из Блэкпула вместо V8 решили использовать для своей топовой версии двигатель V12, и «восьмерка» досталась Marcos TS 500.

Marcos TS500

Задние световые элементы от Ford Mondeo получили «прописку» на автомобилях Маrcos

 

Основа пространственной рамы — стальной каркас, спроектированный еще в 1969 г. для модели Marcos 1800. В таком подходе нет ничего удивительного, если вспомнить, что раньше шасси вообще делали из фанеры. Англичане не любят расставаться с прошлым, тем более со славным прошлым. В этом есть своя логика, ведь именно с этой рамой Marcos выигрывали и до сих пор выигрывают соревнования разного уровня. Что же касается кузова, то его изготавливают из любимого большинством конструкторов спорткаров стеклопластика. Подрядчик выклеивает и красит кузов в один из шестнадцати возможных цветов. После того как все составные элементы попадают в сборочный цех, там по старым, проверенным технологиям собирают автомобиль.

Технические характеристики

Габариты, мм 3100×1680×1150
Снаряженная масса, кг 1025
База, мм 2290
Тип двигателя бензиновый V8
Рабочий объем, куб. см 4975
Макс. мощность, л.с./об/мин 320/6200
Макс. момент, Нм/об/мин 475/3800
Трансмиссия механическая 5-ступенчатая
Шины спереди 215/40 ZR17
Шины сзади 215/40 ZR17
Макс. скорость, км/ч 300
Время разгона, 0–100 км/ч, с 4,5
Расход топлива (средний), л/100 км 12,0
Объем бака, л 55

Краткая история

В коллективе Marcos Engineering Ltd. трудится всего двенадцать человек, а за неполных два года существования обновленной компании было продано семь моделей TS 250, и уже получено три заказа на новый Marcos TS 500.

Marcos TS500

 

Один из основателей компании Marcos Франк Костин в 50-х годах был выдающимся дизайнером, имеющим опыт работы в авиационной компании De Havilland Aircraft, где он специализировался на аэродинамике и постройке деревянных фюзеляжей самолетов. Затем он стал главным консультантом по аэродинамике и производству шасси для таких компаний, как Lotus, Vanwall и Lister Jaguar.

Джим Марш был в то время президентом автоклуба 750 Motor Club. Он уже тогда конструировал автомобили, участвовал на них в гонках и даже установил рекорд на трассе в Сильверстоуне. Сначала он на своем автомобиле с двигателем Austin установил рекорд по количеству кругов, пройденных одним водителем в течение трех часов гонки, а потом побил свой же рекорд, проехав в том же темпе шесть часов. Кстати, этот его рекорд не побит до сих пор! Всего же за сорок лет спортивной карьеры Марш принял участие более чем в 300 шоссейно-кольцевых гонках.

Marcos TS500

 

И вот, как-то встретившись в пабе за кружкой пива, эти два человека решили создать компанию, чтобы строить спортивные автомобили, которые были бы не только более быстрыми, чем Lotus и Lola, но и более приспособленными для дорог общего пользования, чем конкуренты. А название фирмы Marcos было образовано начальными буквами их фамилий.

Шасси автомобиля решили делать из дерева, а кузов — из стеклопластика. Деревянное шасси на 50% легче, чем стальное, а в комбинации со стеклопластиком обходится дешевле и в случае аварии быстрее восстанавливается. В доказательство последнего довода Джим приводил своеобразный пример: если взять мышь, посадить ее в железную коробку и ударить сверху молотком, то железо прогнется и раздавит мышь, а если коробка будет деревянной, она разлетится в щепки, и мышь выскочит...

Компания была зарегистрирована в 1959 г., и тогда же появился ее первенец — концепт 1172, соответствующий техтребованиям гоночной формулы 1172. Конструкция автомобиля представляла собой пространственное деревянное основание, сделанное из фанеры наподобие фюзеляжа самолетов Второй мировой войны, и кузов из стеклопластика. Все основные агрегаты крепились к этому основанию. Автомобиль имел причудливые формы: длинный капот, вынесенные за пределы кузова передние колеса и огромную кабину, рассчитанную на почти двухметровый рост Джима Марша. Все четыре стекла кабины были посажены намертво и не открывались, зато двери открывались вверх наподобие «крыла чайки». Автомобиль получил множество прозвищ: Деревянное Чудо, Летящая Заноза, Гадкий Утенок — оно стало самым популярным. Надо отметить, что впоследствии к усовершенствованию этого автомобиля приложили руку талантливые дизайнеры — братья Дэнис и Питер Адамсы, которые сотрудничали с компанией на протяжении многих лет. Гадкий Утенок получился очень легким и неплохо управляемым, поэтому неудивительно, что уже в первый гоночный сезон на этом автомобиле без подготовительных тестов были выиграны все десять гонок, в которых он стартовал. Потом были победы на «Нюрбургринге» и на Гран-при Японии, после чего из Страны восходящего солнца поступило множество заказов на Маrcos. Успешное участие в гонках было основой для продвижения автомобилей Маrcos не только на рынке Японии, но и в ЮАР и США. За рулем автомобилей Маrcos выступали такие известные гонщики, как Джеки Стюарт, Дерек Белл и Джонатан Палмер.

Marcos TS500

 

В истории компании были и взлеты, и падения. Среди множества выпущенных компанией моделей хочется отметить появившийся в 1964 г. Маrcos 1800 с двигателем от Volvo и деревянным шасси, который достойно продолжил спортивную славу Маrcos. Через пять лет фанерное шасси заменили на стальное — инженеры Маrcos признали, что деревянное основание по прочности и жесткости на кручение значительно проигрывает стальной раме. Удивительно, но конст-рукция шасси была настолько удачной, что продолжает жить и в сегодняшних моделях Маrcos ТS 250 и ТS 500.

Marcos TS500

 

Сегодня мы наблюдаем возрождение спорткаров Мarcos. В 2002 г. все автомобили были распроданы и их производство в Англии прекратилось. Чтобы сохранить саму марку Маrcos, Джим Марш стал искать людей, заинтересованных в производстве спорткаров. В результате спортивное отделение Маrcos перебралось в Голландию, но производство дорожных автомобилей сохранилось в Великобритании. Канадский бизнесмен Тони Стелега, живущий в Америке, давно мечтал приобрести небольшую британскую компанию, занимающуюся производством спорткаров, и решил не упускать такую возможность. Приехав в Уэстбери, чтобы подробно изучить состояние дел фирмы, он быстро понял, что ему выпал уникальный шанс, и выкупил компанию Маркос у Джима Марша.

Маrcos XP (Experimental Prototype) Маntis — самый оригинальный автомобиль в истории компании. Он был создан для чемпионата мира в классе GT и даже принял участие в гонке на трассе в Спа-Франкоршане. Но в 3-литровом двигателе Repco Brabham F1 упало давление масла, и заезд пришлось завершить. Джим Марш заменил двигатель на Buick V8, но уже для эксплуатации Маrcos ХР на дорогах общего пользования. И тут Марша ждал сюрприз: налоговая инспекция обложила ХР таким огромным налогом, что создателям автомобиля ничего не оставалось, как продать его коллекционеру из Калифорнии.

27.02.2005 — 13:49
Источник: Вадим Овсянкин, журнал «Автопанорама»

Поиск тестов

Объявления20474

Поиск

Вторые руки80